"Тайфун" раскрывает секреты

Пожалуй, посетителей нашего сайта чем-либо "эдаким" удивить уже сложно. И новости у нас самые "новостные", и события, в них фигурирующие, явно не рядовые... Однако бывшим военным морякам, активно сотрудничающим с "ПРАВДОЙ.Ру" все-таки вздумалось удивить вас, его посетителей, чем-то и сногсшибательно "информационным", и хотя бы в меру "аналитическим". Удалось это или нет — судить вам, дорогие читатели. Репортерская бригада "ПРАВДЫ.Ру" из четырех бывших подводников (капитан 1 ранга, два капитана 3 ранга и главный старшина) побывала на борту тяжелого атомного крейсера стратегического назначения! Мы специально не называем день, когда был совершен такой поход на подлодку "Акула" (по-западной классификации "Тайфун") — военная тайна все-таки остается тайной... Наша своеобразная веб-экспедиция на самый большой в мире подводный корабль (полное водоизмещение 33 тысячи тонн, длина более 152 метров) была посвящена 306-летию российского военного флота, который отмечается как раз в эти дни.

 

Нечасто в последние годы приходится получать наглядное подтверждение того, что флот для России чрезвычайно важен. Контакты и переговоры политиков — это, конечно, дело важное. Но когда у наших политиков есть, так сказать, силовой аргумент... Россия, казалось бы, донельзя ослабленная в последние годы, все еще может показать, что в военном отношении является одной из ведущих мировых держав. В частности, благодаря построенной на Северодвинских верфях уникальной военной технике.

 

Накануне нашего похода на "Тайфун" в прессе промелькнуло короткое, но емкое сообщение об успешной ракетной стрельбе с борта российской атомной подводной лодки: "АПЛ выполнила стрельбу баллистической ракетой из полигона Белого моря в район стрельбового поля Чижа недалеко от Камчатки. Ракета точно попала в назначенную цель".

 

Тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическим ракетами "ТК-20", шестой (и последний) корпус из серии знаменитых "Тайфунов" построенных на Севмашпредприятии в Северодвинске, приходил в военный порт за несколько дней до стрельбы. После стрельбы подводный исполин опять пришел в Северодвинский порт, чтобы подготовиться к переходу домой, в заполярную базу подводников Западная Лица (или, по-новому, Заозерск). Репортерская бригада "ПРАВДЫ.Ру", оказавшегося единственным в России веб-изданием, допущенным к освещению подобных мероприятий на боевых кораблях ВМФ, побывала на борту только что пришедшего из Белого моря "Тайфуна" буквально через несколько часов после его швартовки в Северодвинске.

 

Заместитель командира корабля по воспитательной работе (или замполит — так привычнее) капитан II ранга капитан 2 ранга В.М. Овчарский провожал нас по отсекам в командирский салон, по пути рассказывая про экипаж и про своего геройского командира. Капитан 1 ранга А.В. Богачев родился в Подольске, в 1979 году закончил военно-морское училище имени Ленинского комсомола, послужил в Гремихе на "букашках" (АПЛ проекта 667Б), этим "Тайфуном" командует уже девять лет, награжден несколькими правительственными наградами, в том числе орденом Мужества. Вообще в этом составе экипажа 51 подводник награжден боевыми орденами и медалями. За что? Замполит за всех ответил на наш вопрос коротко, по-военному, так, как звучит в наградных листах: "За выполнение специальных заданий, связанных с риском для жизни".

 

О прошедшей только что ракетной стрельбе командир капитан 1 ранга А.В. Богачев рассказал коротко, что называется, "без излишеств":

- Эта операция показала, что экипаж вполне боеготов, невзирая на то, что лодка подобные стрельбы в последние годы выполняет не часто. Личный состав с задачей справился, техника не подвела. Корабль сделан на Севмашпредприятии, а значит, предельно надежен. Экипаж готовился к этой стрельбе целенаправленно, мы сдали курсовую сдачу в море, тренировались по выходу в ракетную атаку. Результатом довольны.

 

Года четыре назад корабли 18-й дивизии подводных ракетоносцев выполнили несколько циклов полной утилизации ракетного оружия. Попросту — выстрелили из всех ракетных шахт. Ракеты до такой "боевой утилизации" хранились на складах по 17-18 лет. И ничего, сработали безотказно. Экономический эффект от такого мероприятия — около 200 миллионов рублей, разделка ракет на наземных стендах очень дорога. Стране — экономия, а морякам — наука. Пуски ракет производят именно из полигона Белого моря потому, что с налаженным "местным" обеспечением проще отслеживать параметры движения ракет. Но вообще-то стрелять можно откуда угодно, хоть с Северного полюса (об одной из таких стрельб "Северный рабочий" писал четыре года назад).

 

Экипаж на "Тайфуне" довольно молодой, однако традиции у него достаточно стойкие. И сейчас служит здесь несколько ветеранов с самого первого "Тайфуна", в основном мичманы. Есть и очень необычные люди, таких на всем флоте не найти. Механик, командир электромеханической боевой части капитан II ранга А.А. Мойся служил в экипаже еще самого первого "Тайфуна" матросом, остался там же служить мичманом, заочно закончил высшее военно-морское инженерное училище. И стал лучшим механиком боевой "Западно-Лицевской" 18-й дивизии, в которую входят все "Тайфуны".

 

По мнению старших офицеров "ТК-20", на боевых кораблях флота наконец-то заканчивается период своеобразного безвременья. Несколько лет назад людей в море было, что называется, не загнать. Опытные подводники, махнув рукой на северные льготы и высокую зарплату, "косяками" увольнялись в запас по любой статье. Вспомнилась картина начала девяностых: чтобы собрать полноценный экипаж и отправить подлодку в море, строили всю дивизию и из стоящих в строю комплектовали "сборную солянку"... Сейчас картина другая: например, на нынешний выход "Тайфуна" люди наоборот просились в море со всей дивизии, даже со всей Западной Лицы. Морально-психологическая атмосфера на флоте меняется, корабельная служба вновь считается почетной. Люди стали держаться за штатные места в экипажах боевых кораблей обеими руками. И даже не в том дело, наверное, что денежное довольствие экипажам стали выплачивать более или менее своевременно, что оно понемногу начинает соответствовать, так сказать, "тяготам и лишениям воинской службы". Просто на "гражданке" бывший офицер или мичман хоть и свободен, но никому, как выясняется, особо не нужен...

 

Вместе с замполитом мы прошли по кораблю, побывали на некоторых боевых постах. По сравнению с внутренностями огромных атомных надводных крейсеров, пришедших на ремонт в Северодвинск, в отсеках крейсера подводного, конечно, теснотища. А вот по сравнению, скажем, с отсеками тех же "азух" проекта 667А, которые одна за одной утилизируются на "Звездочке", отсеки "Тайфуна" самый настоящий стадион. Зона отдыха экипажа — целый комплекс весьма просторных помещений, есть тренажерный зал, сауна и самый настоящий бассейн. Где мы и застали купающихся подводников, свободных от вахты.

 

На "Тайфуне" хорошо помнят визиты высоких официальных лиц. Помнят здесь бывшего министра обороны П. Грачева, бывшего министра иностранных дел А. Козырева, бывшего председателя Совета Федерации В. Шумейко... Из "не бывших" подводникам запомнился действующий митрополит Смоленский Кирилл, который еще в 1995 году, перед выходом на ракетную стрельбу с Северного полюса освятил корабль.

 

Кстати, к "религиозным" нововведениям на флоте очень многие подводники относятся не то чтобы скептически, но как-то... уж очень "без энтузиазма", что ли. С горькой усмешкой вспоминают одно из подразделений Северного флота, в котором "в штатном режиме" функционирует специальный молельный дом. Молодые лейтенанты, прибывающие на службу, прежде чем явиться пред ясные очи командования, обязаны предстать перед иконостасом... "Все должно быть в меру. То в одну сторону шарахаемся, то в другую", — так сказал командир, который назвал себя убежденным материалистом, когда наша беседа "вильнула" к религиозной тематике. — "Надеюсь только на свой экипаж. А Бог, если он и существует в том виде, в каком его представляют верующие, все равно будет покровительствовать людям, которые делают праведное дело, то есть свою Родину защищают. Устройство боевой техники моряки должны знать наизусть, как молитву — вот это да, тут я согласен! Думаю, истинно верующих людей мои слова не обидят".

 

На борту лодки мы встретили несколько гражданских специалистов с Севмаша. Завод не забывает свой "родной" корабль, по заявкам экипажа проводит необходимые регламентные работы и техническое обслуживание некоторых систем и механизмов. Вот и на этот раз подводникам просто грех было не воспользоваться помощью заводчан во время короткого захода в Северодвинск.

 

Современная мода на шефство не обошла и базу подводников в Заозерске. Над ТК-20 шефствует Череповецкий металлургический комбинат, и вообще-то официальное, узаконенное название лодки — "Северсталь". В экипаже сейчас служит четыре матроса из Череповца, этой осенью ожидается еще пополнение оттуда же.

 

Кстати, буквально накануне 306-летия российского флота, 12 октября, массированный удар по "виртуальному противнику" отработали российские стратегические ядерные силы. Разница во времени между пусками баллистических ракет с подводных лодок из акватории Баренцева моря и ракеты комплекса "Тополь" с полигона Плесецк по камчатскому полигону Кура составила всего три минуты. На 50 минут их опередила ракетная стрельба атомной подводной лодки проекта 667БДР, находящейся в Охотском море (ее цель — боевые поля на мысе Канин Нос в Баренцевом море). Впрочем, это рассогласование было связано с техническими возможностями измерительных пунктов, которые не могли одновременно вести летящие навстречу друг другу боеголовки. В этот же период в ВВС России были подняты по тревоге четыре стратегических ракетоносца (по два Ту-160 и Ту-95МС), которые выполнили стрельбы крылатыми ракетами по целям на северном и южном полигонах.

 

Честно говоря, военных моряков с души воротит, когда никогда не носившие погон люди сетуют и почти плачут: ой, мол, развалился наш бедный флот, корабли в море не ходят... Да ерунда это, нормально все. Флот, которому исполнилось уже 306 лет, жив! Чего и вам желает.

 

Виталий БРАТКОВ, Владимир БЕРБЕНЕЦ, Андрей МИХАЙЛОВ, Александр ШАУРОВ,

Северодвинск,

специально для "ПРАВДЫ.Ру"

 

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру