Дорогие гости, предъявите документы (приключение провинциалки в Москве)

Частично виновата мама. Встреть, мол, и встреть посылку с южными помидорами. Никак не удавалось доказать ей, что от Кузьминок, где я остановилась, до Павелецкого вокзала часа два пехом, метро начинает работать с утра. А поезд прибывает в пять с копейками. Я была готова совершить подвиг на радость маме. С недавних пор я увлекаюсь автостопом. Прежде ездила в основном по области. А здесь решила совершить марш-бросок на 500 с лишним километров — до столицы.
Сейчас я уже знаю, что сотрудники милиции не считают за документ удостоверение новгородского журналиста. Им паспорт подавай, на худой конец — водительское удостоверение. Ни того, ни другого у меня не было.

В общем, погуляв субботу-воскресенье по Москве с друзьями, в понедельник в 4 утра вышла на безлюдный Волгоградский проспект в надежде найти машину, которая довезет меня до вожделенной помидорно-персиковой посылки. Машина действительно остановилась, и я даже успела обрадоваться. Радость улетучилась, когда с переднего сиденья автомобиля, с места, которое рядом с водителем, вылез человек (одетый, кстати, "по-гражданке", но тогда это не показалось подозрительным) и потребовал предъявить документы. Журналистское удостоверение "не прокатило". Кстати, на удивление, я даже не испугалась. В мозгу мелькнула шальная мысль: ну надо же, бывают в жизни приключения...

Я объяснила товарищу сотруднику милиции, надо понимать (хотя сейчас я думаю, что и мне тогда надо было потребовать документы у них, пусть бы ошалел от наглости новгородских девчонок), что в Москву приехала в гости на 2 дня, паспорт не взяла, не подумала чего-то, с новгородским удостоверением проблем раньше не было.

Тогда данный субъект попросил предъявить билет, по которому я приехала в Москву. Я попыталась объяснить, что приехала автостопом. Кажется, мне не поверили. Меня посадили в машину (опять мысль "задним числом": надо было запомнить номер машины), далее потребовали показать все вещи, которые лежат в моем рюкзаке. Я послушно начала доставать: шорты, майка, еще майка, зубная щетка, сигареты. Последние заинтересовали милиционера особо. Он доставал каждую и тщательно заглядывал внутрь. Переломав полпачки, успокоился. Стал требовать показать запястья рук на предмет обнаружения "наркоманских знаков". Ничего подобного там не оказалось.

Потом московский дяденька скомандовал водителю: поехали в отделение. И, повернувшись ко мне, начал рассказывать о том, что меня оставят в Москве минимум на три дня, после чего оштрафуют на 10 МРОТ и заставят оплатить проживание в камере. На что я совершенно спокойно поведала им, какая у меня строгая мама и как она будет огорчена, если я не встречу посылку. Может, есть альтернатива? С этими словами я достала энную сумму денег (по московским меркам — совсем небольшую, больше унижающую достоинство сотрудников доблестной милиции, нежели дарящую некое "денежное" счастье). И развела руками — все, мол, больше-то нет. Меня высадили в черт знает какой точке Москвы, я тормознула первую попавшуюся "шестерку" и добралась-таки до Павелецкого вокзала совершенно бесплатно. Было 5 часов утра.

В принципе, я считаю, что вела себя вполне достойно, не паниковала, говорила спокойно и была откровенна. Два упущения, о которых я сказала выше, — насчет документов этих людей и номера машины.

Когда я поеду в Москву стопом в следующий раз, паспорт все-таки с собой возьму. Хотя он может и не помочь — билета-то нет ("Откуда мы знаем, может, вы тут полгода болтаетесь"), еще возьму с собой диктофон: не помешает записать разговор "в нычку" на пленку, потом можно будет переслать высокому милицейскому начальству, на крайний случай — в пресс-службу администрации Москвы. Хотя там наверняка и без меня знают обо всем...

Кстати, уже вернувшись домой, я узнала, что так долго (трое суток) меня держать в "камере" никто не стал бы. Максимум до утра: пробить информацию о человеке в компьютерной базе данных — дело нескольких минут. А штраф за ночные прогулки без документов в чужом городе — около 100 рублей.

P.S. Самое обидное, что посылку для мамы я так и не встретила. Поезд пришел, я зашла в вагон. Проводница Валя сказала, что за перевозку груза я должна ей 200 рублей.

Я махнула рукой и поспешила покинуть негостеприимный город.

Виктория КАТАЕВА
Волхов