Детство в гранёном стакане

В Омске госпитализирована школьница с диагнозом Delirium traemens — белая горячка
Есть такой анекдот, когда семилетняя девочка приходит в магазин и просит у продавца пять бутылок водки. Тот задаёт ей вопрос, дескать, не тяжело ли ей будет нести столько бутылок, на что девочка глубокомысленно, как бы размышляя вслух, отвечает: и то правда, может парочку прямо сейчас выпить? К сожалению, уже давно этот анекдот не вызывает смеха. В начале 21 века, наше общество, помимо проблем наркомании, преступности и прочего столкнулось с ещё одной — детским алкоголизмом.
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбу-казисом Коза этилового спирта — продукта брожения различных растительных веществ — повлекло за собой распространение и употребление этого вещества. На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда. Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения. Но никогда ещё эта проблема не была столь острой как сейчас. Если в конце прошлого века в городе Омске не было зарегистрировано ни одного случая детского алкоголизма, то сегодня этот диагноз врачи вынуждены ставить своим малолетним пациентам всё чаще и чаще.
Как сообщил врач-нарколог Евгений Батурин, первый случай "детской" белой горячки официально зарегистрирован нынешней весной у мальчика, а второй — 21 июня у семнадцатилетней жительницы Кировского округа. По данным врача, ранее ей уже был поставлен диагноз "злоупотребление алкоголем", исправленный весной на "хронический алкоголизм". Несмотря на это, школьница уклонялась от наблюдения нарколога и лечения, и даже на профилактический осмотр ее привел участковый. Вечером 21 июня у девочки появились признаки белой горячки, к 22 часам достигшие развернутого клинического варианта, сравнимого с описанием случаев в учебниках по наркологии, развиваясь по всем классическим признакам Delirium traemens: "психомоторное возбуждение со зрительными галлюцинациями, полная дезориентация в себе и месте". Пять человек (врач-нарколог, две медсестры, санитарка и охранник) с трудом справились с разбушевавшейся пациенткой, прикрепив ее специальными ремнями к кровати. Как говорит Евгений Батурин, ранее они в больнице не использовались. Всю ночь состояние было критическим, помраченное сознание прояснилось к утру воскресенья.
Нарколог Евгений Батурин вновь обратился к руководству города и области с письмом, в котором предлагает обратить внимание на алкоголизацию подростков, увеличение числа случаев постановки диагноза "злоупотребление алкоголем" и "хронический алкоголизм". Как заявляют медики, алкогольная болезнь у подростков развивается злокачественно: быстро возникает неосознаваемая зависимость, следствием которой становятся белая горячка и алкогольный галлюциноз. Для заболевания алкоголизмом, по уверениям медиков, подросткам достаточно употребления пива. Нарколог предлагает усилить контроль и не допускать употребления алкогольных напитков, в том числе и особенно — пива, во время выпускных вечеров в школах, полностью запретить продажу спиртного и пива во время празднования Дня молодежи.
Проблема детского алкоголизма характерна не только для Омской области. К примеру, в Пермской области за последние три года количество несовершеннолетних с диагнозом "ранний алкоголизм" увеличилось в 1,5 раза. По тем же расчетам в среднем на одного пермяка в месяц приходится 12 литров алкоголя (водки, вина и пива).
По предварительным данным Госкомстата смертность от отравления алкоголем в Российской Федерации возросла в 1-ом квартале 2003 г по сравнению с уровнем аналогичного периода 2002 г. на 5,8 проц до 11 тыс 601 человека. Самый высокий рост смертности в относительных показателях наблюдался в Уральском федеральном округе (39,7 проц — с 979 чел в 1-ом квартале 2002 г до 1368 чел за первые 3 месяца 2003 г), Сибирском федеральном округе (11,7 проц — с 1879 чел в январе-марте 2002 г. до 2099 чел в 1-ом квартале 2003 г.) и Дальневосточном федеральном округе (10,1 проц — с 467 чел за первые 3 месяца 2002 г до 514 чел в январе-марте 2003 г.), в абсолютных показателях — также в Уральском федеральном округе, где смертность в 1-ом квартале 2003 г по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросла на 389 чел.
Показатели и динамика смертности от случайных отравлений алкоголем, со всей очевидностью подтверждают, что Россия все дальше и дальше уходит от трезвого образа жизни в сторону масштабной алкоголизации населения. В связи с этим нелишне помнить: повышение среднедушевого потребления алкоголя на 1 литр добавляет 8 мужских самоубийств на каждые 100 тыс. мужчин и 1 женское самоубийство на каждые 100 тыс. женщин. Что составляет 4,5 самоубийства на 100 тыс. населения.
К сожалению, приходится признать, что масштабы гибели людей в связи с массовым пьянством не осознаются ни населением страны, ни властями, или осознаются как естественный процесс. И это главное, что гасит надежду. Нетрезвая страна уже давно разучилась считать своих покойников.

Игорь Придорогин
Правда.Ру

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Последние материалы